========================= О Б С У Ж Д Е Н И Я и_КОМЕНТАРИИ ==============
Нв ГЛАВНУЮ стр. СРОЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИЯ Гостевая книга
================================= ГРАЖДАНСКОМУ ОБЩЕСТВУ ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Н.Ф.Метленков, зам. председателя Учебно-методического объединения вузов
по образованию в области архитектуры (начало изложения статьи)


___ 1.Главной проблемой автор считает понимание сущностных вопросов динамики содержания и форм образования. Далеко не каждый разбирается в том, насколько современно образование, которое сегодня предлагается различными учебными заведениями или государствами. Этот вопрос сегодня, в период углубляющейся глобализации и демократизации общества, становится главным.
___ Ответ на этот вопрос требует широких и глубоких знаний сферы образования, чем те общие практические представления, которые обычно имеются у большинства. Более того, ответ на этот вопрос требует теоретико-методологического и даже социально-философского образования, то есть тех представлений, о которых даже в вузовских сообществах рассуждают довольно редко. А вопрос этот – важный, поскольку от понимания его в немалой степени зависит правильность формирования мотивов образования, которые являются весьма мощными стимулами повышения качества образования. Это особенно актуально в переломные моменты, которым является и наше время, время перехода на новые образовательные стандарты. Поэтому сегодня актуальность философии образования – чрезвычайно высока, и обсуждение философской проблематики образования просто необходимо.
____ Каковы же основные проблемы, которые надо обсуждать на этом уровне? Прежде всего, необходима классификация проблем образования, которой нет. И в ближайшее время она вряд ли появится, так как образование из некогда самой консервативной области стало превращаться в одну из самых динамичных сфер. В этой ситуации, заявляет автор, одного моего высказывания на эту тему, для раскрытия этой актуальной проблематики будет недостаточно. Все мысли на этот счет, в лучшем случае, станут лишь составляющими мощного потока философских исследований. В статье обозначается далеко не полный круг проблем, и только самые острые (именно только на сегодняшний день) вопросы.

___2. В качестве первого вопроса автор называет проблему глобальности происходящих сегодня в образовании преобразований. Сегодня глобальные перемены происходят во всех основных составляющих культуры. Но, в первую очередь, они происходят в содержании и формах двух лидеров культуры - ведущего способа производства и доминирующих социальных отношений.
___ В результате ряда научно-технических революций, на смену многовекового машинного производства валового типа приходит персонифицировано-электронное высокотехнологическое постиндустриальное производство. Последствия от такого результата – эпохальные. Вот лишь на два из них. Во-первых, электронно-роботизированный характер производства увеличил свободное время человека, по сравнению со временем, необходимым ему на производи-тельный труд. Поэтому, человек получил больше возможностей обратить внимание на самого себя. В результате, качественно изменилось представления человека о са-мом себе, о собственных возможностях, о своем месте в мире, как одной из центральных фигур мироздания. Возросшая научная и техническая мощь цивилизации, увеличившая познавательную мощность человека, позволила получить человеку дополнительные доказа-тельства своей уникальности, как созидательного существа. Все это привело к значительному повышению уровня антропоморфизации культуры, а в конечном счете – к выдвижению ею в качестве своего ведущего содержания, носителя и главной ценно-сти – Человека. Внимание человека стало смещаться с феномена «объект» (мир, со-оружение, машина) на феномен «субъект» (человек, сообщество, цивилизация).
___ На второй план стала уходить доминирующая ранее естественно-научная пара-дигма отношения к миру в целом и к любым его составляющим, как к внешне положенным по отношению к человеку объектам. На первый план стала выходить гума-нитарная парадигма, требующая видеть и понимать мир – через человека.
___ Во-вторых, электронно-роботизированный характер производства увеличил производительность труда на порядки. В результате, преобразовательная мощность цивилизации возросла многократно. Например, в архитектуре за последние5 тыс.лет. она возросла на 2 - 3 порядка. Но это означает, что вырос ее креативный потенциал. Кроме того, современные транспортные и информационные возможности раздвинули границы социального пространства до уровня планеты. Сегодня понятие «дом» вбирает уже не только кон-кретное сооружение, и даже не только двор, улицу, город, страну, но и весь Земной Шар, Солнечную Систему, Галактику. Современный человек стал более ощущать себя не субъектом какого-либо региона, а представителем цивилизации и даже – жи-телем Космоса. Поэтому, он стал понимать хрупкость земного мира, зависящего во многом от дел рук человеческих, и, следовательно, стал ощущать себя более ответст-венным за все планетное и околопланетное пространство. А это – черты творческого отношения, черты менталитета творца.
___ В производстве сегодня все более начинают цениться не только знания или тех-нологии. Теперь все большую ценность приобретают непосредственно сами творцы этих знаний и технологий – творческие личности. Они предстают главной произво-дительной силой. Поэтому за ними «охотятся» передовые сферы производства (про-цесс «утечки мозгов»). Это означает, что производство и культура уже готовы к новационному креативному бытию. Более того, производство уже готово сменить ве-дущую концепцию валового производства на концепцию «новационного креативного производства» (производства товаров с новыми качествами и с ведущей творческой деятельностью своих субъектов). Сегодня мы вступили в цивилизацию нового типа – а именно в креативную ци-вилизацию. В соответствии с этой моделью, в центре мироздания и социального про-странства в том числе стоит не человек вообще, а именно творческий человек, чело-век-творец, творческая личность - созданная по образу и подобию Творца (Бердяев, Соловьев, Федотов, Шестов и др.). И образование должно соответствовать времени, должно соответствовать непрерывно меняющимся представлениям в обществе. Только в этом случае образование может выполнять свою основную роль – быть средством развития цивилизации.
___ Сегодня, благодаря становящейся гуманитарной картине мира, эта роль образо-вания в обществе все чаще начинает пониматься адекватно. Образование в развитых странах рассматривается не как «второй эшелон» после – «производства», не как «обуза» для государства, а значительно точнее – как одно из ведущих средств произ-водства, как один из факторов развития экономики и культуры общества, так как го-товит главное производительное средство – творческого человека. Поэтому образо-вание становится одной из главных арен конкурентной борьбы стран за лидирующие позиции в культуре, науке, искусстве, и, в конечном счете – в экономике. Из этого вытекает заинтересованность правительств развитых стран в перестройке своих на-циональных образовательных систем под новые требования времени.
___ Что мы имеем сегодня? По сложившейся традиции, образование готовило (и сейчас продолжает готовить) кадры, в основном, с менталитетом исполнителей и разработчиков для производства валового типа А суть модели индустриального образования – это, прежде всего, «профессиональное образование». Применительно к архи-тектуре – это подготовка архитекторов для работы преимущественно в проектном производстве.
___ Производством формировался и госзаказ на специалистов: сколько и каких спе-циалистов нужно для заполнения производственных вакансий. Производством, так же задавался и уровень качества подготовки специалистов. Как правило, с производства приглашались мастера своего дела для работы в роли ведущих педагогов. Образование ориентировалось на производственные требования. Соответствующим обра-зом складывался и рейтинг национальных систем образования: в тех странах, где было развито производство, там и образование показывало себя на хорошем уровне. Поэтому, хорошим образованием считалось образование в промышленно развитых странах (Англия, Германия, США и др.). Одним из лидеров на рынке индустриаль-ного образования был и СССР.
___ Но, время этого образования ушло. Теперь современ-ное производство выстраивается под концепцию персонифицированного новационного производства. Соответственно и образование должно измениться под новую мо-дель – модель постиндустриального персонифицировано-креативного образования. А известно, научить творчеству по образцу нельзя, так как творческих подходов, по сути, столько, сколько их носителей. Поэтому, для создания персонифицированного креативного образования выход непосредственно на конкретного человека как на главное действующее лицо совершенно естественен.
___ Отсюда – суть модели современного постиндустриального образования. Это «гражданское» (либеральное) образование, в частности - подготовка граждан, прежде всего для жизни и лишь во вторую очередь - для профессии. Эту модель можно назвать моделью «элитного массового образования». Примерно такая же модель ис-пользовалась в 18-19 в.в. при домашнем гувернерском воспитании детей представи-телей элитных слоев общества. Детей не учили какой-либо одной профессии, а «погружали» в культуру передового цивилизационного опыта, воспитывали из них не профессионалов, а граждан с широкой эрудицией и высоким творческим и нравственным потенциалом. В связи с наступлением постиндустриального времени, поставившего на первое место человека и человеческую жизнь, человеческие права, нравственность и демократические свободы, такая модель образования стала повсеместно востребоваться в обществе, и развитые страны уже пытаются внедрять ее для массового использования.
=======
___ (Продолжение следует)



Hosted by uCoz